Понедельник
01.03.2021
09:34
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта
Блоги:


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Кто Вы?
1. Ученик
2. Выпускник
3. Учитель
4. Родитель
5. Студент
6. Другое
Всего ответов: 164
Мини-чат
Новомалыклинская средняя школа
Главная » 2011 » Декабрь » 6 » Новомалыклинская средняя школа - развитие и реорганизация.
Новомалыклинская средняя школа - развитие и реорганизация.
11:06

Новомалыклинская средняя школа - развитие и реорганизация по воспоминаниям учителей и старожилов села. 

(обновлено: 16 января 2012)

Воспоминания: Матвеева А.И., Михайлов А.П., Данилов Д.Е., Княгинин Н.А., Осипкина Е.В., Лоскутов А.И.

Выпуск 1945 г. Первый послевоенный выпуск. Директор школы – Третьякова Флора Ивановна (слева вторая). Эвакуированная в начале войны, преподаватель математики, сначала работала завучем. Слева – Головин П.А. – преподаватель русского языка и литературы. С другой стороны Флоры Ивановны  - заведующая РОНО Солодовникова А.И., дальше завуч Матвеева А.И., крайний – Данилов Д.Е. – фронтовик, военрук школы. Он проработал в школе с 1942 по 1949 год, принимал активное участие во всех школьных делах.

Школьники из Старой Куликовки ходили в школу пешком весь учебный год, значит и в зимнюю пору. Сейчас нам, взрослым, трудно даже представить такую возможность, но она была, попытаемся всё же это сделать.

Зима. Ещё затемно, часов в 7 утра, за околицей Старой Куликовки собираются школьники, начиная с 12-ти летнего возраста, с сумкой за плечами, а потом стайкой шагают по заснеженной, ещё никем не пробитой дороге (кто тогда ездил?), и в мороз, и в метель, часто встречную, шагают в темноте полные 5 км. Выносливые в то время были дети.

А какая в те годы одежда и обувь? В сумке кусок хлеба и всё! А в школе даже горячего чая не было.  Слава им, детям военных лет!

Занятия в школе проводились в две смены с перерывом в 10 минут между сменами и 5 минутными переменами.

Так было в зимние короткие дни, где начинались занятия с огнём и кончались тоже. А огонь этот добывался с трудом: керосин привозили из Мелекесса (* Димитровград). Лампы – десяти и семилинейные, по одной на класс, на стене у доски. Была одна «молния». Ламповые стёкла – не достать. Случалось (и не редко), что разбивалось стекло и у доски висела коптилка – лампа без стекла. Как видели дети за партами – судите сами. Раздевалки не было, да и нужды в ней тоже: дети сидели на уроках в верхней одежде, да и учителя не всегда её снимали.

Вот в таких условиях работала средняя школа в военные и первые послевоенные годы.

Были школьные квартиры для учителей. Рядом со школой собранный из старья трехквартирный дом, с легкой руки кем-то названный «Камчатка». Эта «Камчатка» перекочевала потом в Малыклу, тоже под квартиры учителей, обосновалась на Почтовой улице и просуществовала до 1991 г.

Ещё был один дом-развалюха на улице Ямбакова (** Чернова). А квартира – это одна комната с голанкой и всё. Многие учителя жили на частных квартирах.

В таких условиях жили, работали в то время учителя. И не роптали, и никому не жаловались. Да кому и на что?

У всех одна дума в голове – скорее бы конец войны. Хотя по военным сводкам его, конца войны ждали с дня на день, а он всё же застал всех в расплох, когда 9-го мая 1945 г. Левитан торжественно провозгласил по радио: «фашисткая Германия – капитулировала!» Победа!!! Что тут началось!

Кузьмин Вячеслав Ильич, председатель колхоза «Канаш» (Ямбаково), вмиг запряг в тарантас коня и с развевающимся флагом промчался из конца в конец по Ямбакову.

Все пошли безо-всякого зова в Малыклинский клуб. И мы, учителя тоже. Клуб был полон народу, играли на гармошке, пили и … плакали тоже. Плакали о погибших. Это был действительно, «праздник со слезами на глазах»

А вечером все учителя собрались в учительской и в меру своих сил, возможностей и способностей отметили День Победы.

Дни красного календаря наш учительский коллектив в то время всегда отмечал вместе, но такого душевного подъёма, такой искренней радости не испытывали никогда. Молодёжь взобралась на шкафы и оттуда дирижировала хором.

Мы тогда преданно и горячо любили свою Родину, такой какая она есть.

А дальше начались послевоенные будни, такие же трудные… И с чего им полегчать? Но возвращались фронтовики, и муж Флоры Ивановны увёз нашего директора. Директорство временно передали мне – завучу школы. То была весна 1945 г.

И началось оно, моё директорство, с заготовки дров для школы и учителей. Так было во всех школах района.

И вот в один из летних дней бригада лесозаготовителей в составе учителей-женщин при одном мужчине – военруке Д.Е. Данилове, двух техничек и учащихся 8 – 10 классов отправились на своих двоих в лес, на заготовку дров за Старую Малыклу.

 Валили сушняк, обрубали сучья, распиливали на двухметровки, складывали в штабеля. Каждую плаху подписывали с двух сторон буквой «Ш».

Работа сама по себе посильная, но опасная: могло покалечить падающим деревом, но следили строго. Всё обошлось благополучно. Работали несколько дней.

Да кабы вопрос с топливом на этом и заканчивался? Это – начало. Дрова надо сохранить и перевезти. Как сохранить? На чём перевезти, когда тягло в колхозе – одни бычки? На словах тут не передать. Для каждого директора школы района отопление – это Дамоклов меч, который день и ночь висел над его головой. Но школы как-то умудрялись не закрываться.

А умудрялись они еще и потому, что заведующий РОНО в то время была коммунист Солодовникова Анна Ивановна. Она органически вписалась в тот фронтовой тыл, была неотъемлемой его частью и держала этот тыл со всеми вместе твёрдо и устойчиво.

Анна Ивановна – администратор в лучшем смысле этого слова. Строгая, требовательная, она крепко держала дисциплину своих подчиненных. Но в обиду тоже никого не давала!

Чувашка по национальности,  Анна Ивановна свободно владела русвским, мордовским и татарским языками. Как член райкома партии и заведующая РОНО она пользовалась большим авторитетом не только в районных «верхах», но и в областных. Могла пробить непробиваемое. Например в 1948 г. Был произведен капитальный ремонт средней школы. Денег не было, за работу платили зерном. А материал для ремонта добывала словно «по щучьему велению» зав.РОНО.

РОНО располагалось в те годы в отдельном деревенском доме. Штат: инспектор, бухгалтер, техничка, конюх дядя Ваня Инкин при транспорте в одну лошадиную силу. И весь тут административно-командный аппарат. А дело шло, школы работали!

Пусть сохранится добрая память о зав. РОНО военных лет – Солодовниковой Анне Ивановне.

А теперь о делах непосредственно учебных. На школьном фронте все боролись «за прочные и глубокие знания учащихся» А откуда им быть в те тяжёлые военные и послевоенные годы этим «прочным и глубоким знаниям»? Здесь сложились свои трудности.

Первая – чрезмерная наполняемость классов, особенно в 5 – 6-х по 40 и более человек. Глазом не окинешь. Где уж тут можно уделить на уроке внимание каждому, и сильному и слабому, опросить каждого устно и объективно выставить оценку. А главный определитель качества знаний  учащихся проект успеваемости. Вот и приходилось учителям много времени отводить на дополнительные занятия после уроков. (в зимние короткие дни и этой возможности не было) Но и такой «двойной тягой» не всех вызволяли. И весной, в конце учебных занятий, много учащихся получало «задание на лето»; преимущественно по русскому языку и математике. Учителям этих предметов в августе приходилось исправлять пробелы в знаниях «осенников». Но всё равно часть учащихся оставалась на второй год, зачастую по одному предмету. И получалось, что все тяготы жизни в самой стране, неустроенность школьных условий – всё это тяжелым бременем ложилось на плечи школьника, на его слабую детскую душу.

Второгодничество – это тяжелая травма детской психики, оставляющая в ней след на всю жизнь. Это осознавали все, и учителя и родители. Но практически трудно было что либо изменить, хотя вопрос о преодолении второгодничества и выдвигался на первое место всегда. 

Говорят, что бытие определяет сознание. А потому, несмотря на все сложности жизни, лишения, которые ежедневно испытывали и дети и учителя, - особого уныния не было, а тем более отчаяния.

Во-первых, все понимали причину – война. Во-вторых, всем доставалось поровну: и детям, и учителям. И все это тяжёлое бремя жизни переносили стойко и достойно времени.

Так что были и весёлые дни. К ним в первую очередь надо отнести школьные вечера по пятницам для учащихся  8 – 10 классов.

Они приурочивались или ко дням Красного календаря, или другим событиям жизни. Хочу особо отметить вечера в ямбаковской школе. Местом проведения их служил коридор-зал. Официальная часть шла обычно в классах. Потом все высыпали в зал-коридор, и начиналось веселье: песни, танцы, игры. Воодушевленно пели «Огонёк», «Катюшу», «Страна Болгария» и другие. Гармонист был свой, кто-либо из старшеклассников. Самым популярным был танец «Полька, с переходом», а игра – «Комсомольский ручеёк». Танцевать не умели, но как-то двигались под «вальс» и даже «фокстрот». И совсем детские игры шли в ход: от «третий лишний» до «Маши и Яши».

И конечно же под громким названием проводился Новогодний Бал – маскарад у ёлки. Общий, учащиеся и учителя, все принимали участие. И костюмы, кто как мог. Вечера шли часов до 11 – 12 ночи, а новогодний – далеко за полночь. Не было ни одного аморального поступка. В то время была морально устойчивая молодёжь.

Ну и вторая сложность в учебной работе тех лет – это кадры учителей.

«Кадры решают всё!» - гласил лозунг, а его подтверждала действительность. Кадры учителей шли как по конвейеру: приезжали – уезжали по несколько человек ежегодно, в большинстве молодые учителя, но и не только. Редкие задерживались по нескольку лет, единицы оставались навсегда. Начну с них, постоянных.

Анна Алексеевна Троицкая – учитель русского языка и летературы в 5 – 7 классах. Приехала в школу в 1942 г. Из Кошкинского района и осталась навсегда. Прекрасный учитель и человек тоже. Исключительная честность в работе и преданность своему делу.

Преподавать русский язык в те годы было особенно трудно. Дети на русском языке говорили только в школе, да и то на уроке. Русского населения проживало в Малыкле сравнительно мало, да и те общались в основном по-мордовски. А в Ямбакове – только чуваши. Дети слабо владели русской речью, а письменностью тем более. И Анне Алексеевне приходилось много работать во внеурочное время, даже у себя на квартире.

Анна Алексеевна вела большую общественную работу: руководила районным методобъединением учителей русского языка, вела школьный хоровой кружок ( у неё был сильный красивый голос), руководила драмкружком учителей школы (и такой был в школе). Умерла от тяжёлой болезни уже по выходе на пенсию. Пусть добрая память о ней навсегда останется в школе. И каждый знающий ее, помянет только добрым словом.

Зинаида Васильевна Клеймёнова – преподаватель французского языка. Она пришла в нашу школу сразу по окончании Куйбышевского пединститута еще до войны и осталась навсегда. Выросшая и воспитанная в городской семье, Зинаида Васильевна никогда не стремилась уйти в город. Свой предмет, французский язык, обожала и уроки вела вдохновенно. Доброжелательная по натуре, она всегда была влюблена в свой класс, как классный руководитель, и дети платили ей тем же.

Как профорг педколлектива, Зинаида Васильевна участливо относилась ко всем ее членам. Она организовывала учительский драмкружок, где  с удовольствием участвовала сама. Со спектаклями выступали в клубе, а с концертами даже в Ульяновске. А ведь она растила двух сыновей. Она обладала высоким чувством долга, как в личной, так и общественной жизни.

Пусть светлая память сохранится о ней навсегда.

Нина Мефодьевна Ершова – учитель математики в 5 – 7 кл. Вместе с Татьяной Николаевной Панкратовой они прибыли в школу по окончании Мелекесского учительского института и сразу же, как говорят, пришлись ко двору. Молодые, старательные, заботливые – они были всегда на хорошем счету в коллективе. Но судьба Татьяны Николаевны сложилась так, что ей пришлось уехать из Малыклы. Нина Мефодьевна осталась навсегда.

Трудолюбивая, с виду всегда спокойная, сдержанная, она обладала чувстом юмора. Её наблюдения над детьми были интересны, в них всегда раскрывалась частица детской души. Но судьба распорядилась по своему. Нина Мефодьевна рано ушла из жизни. Это были первые похороны учителя нашей школы. В последний путь провожали её вся школа и почти всё село. Добрая память сохранится о ней навсегда.

Дмитрий Иванович Куркин – учитель математики в 5 – 7классах. Прибыл в школу в 1945 г. И остался в ней навсегда. Фронтовик. Он сразу включился в общий ритм работы школы, даже помогал в хозяйственных делах: ездил за керосином для школы в Мелекесс. Но судьба ему сулила другое.

Летом 1965 г. Разряд молнии настиг его сына Славу напротив дома и так жестоко и бессмысленно увёл из жизни. Слава Куркин – ученик уже выпускного 10-го класса, отличник, добрый и отзывчивый товарищ, известный всем по концертам в клубе. Его смерть болью отозвалась в сердцах всех, кто его знал. Глубоко, как своё личное горе, переживали её учителя и учащиеся. Огромное число соболезнующих провожало Славу в последний путь. Пусть память о Славе Куркине сохранит его школа.

Ольга Степановна Ладан – учитель начальных классов и преподаватель русского языка в 5 – 7 классах. В Новомалыклинской средней школе она проработала 30 лет. Трудолюбивая, заботливая, всегда доброжелательная к детям, Ольга Степановна пользовалась уважением со стороны родителей и населения села. Из школы ушла по семейным обстоятельствам. Умерла скоропостижно. Добрая память о ней останется навсегда.

Педколлектив первых послевоенных лет: Гаврилова Валентина Прокофьевна. Прибыла из Ульяновского пединститута. Учитель нвачинающий, энергичная, работа ладилась, дети её уважали. Через несколько лет её взяли в ОблОНО.

Троицкая Анна Алексеевна. Массин Иван Михайлович. Завуч и преподаватель физики. Уже со стажем. Авторитетный, уживчивый. Но небыло условий для семьи. Вскоре выбыл в Мелекесс. Клеймёнова Зинаида Васильевна. Зотова Елена Михайловна, вместе с мужем Штельтер Валентином Петровичем прибыли в 1948 г. И проработали 13 лет. Валентин Петрович инспектором, Елена Михайловна учителем русского языка и литературы в  5 – 7 классах. Очень добросовестная, внимательная к детям, отзывчивая на чужую беду. Например, во время весеннего наводнения они втроем с Черновым Григорием Ивановичем и медсестрой Сютковой спасли отару овец колхозных, попавших в стихию, за что получили благодарность от Райкома партии через газету. Выбыли в связи с переводом Штельтера В.П. Семёнов Евгений Алексеевич, преподаватель физики, уже со стажем. Прибыл из Ульяновска. Хорошо вел предмет, но вернулся обратно. Панкратова Татьяна Николаевна. Живайкина Мария Владимировна. Уже свои кадры. Атнюков Василий Семенович, преподаватель истории и директор школы. Выбыл вскоре, по семейным обстоятельствам. Синицын Юрий Михайлович, уже фронтовик, уже с протезом, учитель истории, прибыл из другого района. Кравченко Лидия Ивановна, преподаватель русского языка и литературы. Оба молодые, начинающие учителя. Прилежные в работе, хорошо владеющие предметом. В нашей школе свела их судьба воедино. Поженились и выбыли на родину Синицына Ю.М. А вскоре пришла весть о трагической гибели Лидии Ивановны.

Корженевичи Григорий Львович и его жена Мария Захаровна прибыли в Малыклу из Саратова в 19551 г. И проработали 10 лет. Григорий Львович – врачом районной больницы, Мария Захаровна – немного методистом РОНО, а потом преподавателем истории в средней школе. Здесь они начинали свой трудовой путь. Оба с университетским образованием, простые и душевные в обращении, заботливые каждый в своём деле, - они оставили о себе добрую память!

Ковальчуки Пётр Кондратьевич и его жена Галина Павловна прибыли в среднюю школу в 19551 г. И проработали12 лет. Пётр Кондратьевич – директор школы и преподаватель истории, Галина Павловна – биолог. Первая их заслуга – создание образцового пришкольного участка. Но на долю Ковальчук П.К. выпало ещё одно важное и трудное дело – переселение средней школы из Ямбакова в Малыклу. Такое решение вынесла сама жизнь. К тому времени вышел Закон об обязательном семилетнем образовании, следовательно контингент учащихся увеличился, а вместе с тем и число учащихся в старших классах. Потребовался интернат. К тому времени и начальные школы Малыклы и Ямбакова вошли в состав средней школы, а это в свою очередь прибавило одно здание в Малыкле.

Таким образом, учебные занятия в этом году шли в двух здакниях, на расстоянии 2-х км.

Труднейшим из трудных этот год выдался для учителей. Я была завучем. Занимались по «расписанию с переходом». А это означало, что учитель-предметник, проведший свои уроки в одном здании, должен перейти в другое, чтобы дать уроки и там. Переходить приходилось в любую погоду, и в осеннюю слякоть с проливным дождём, и в зимнюю стужу с любым бураном.

На переход отводился час. Но учителя стойко выдержали и это испытание судьбы. Срывов в работе ни у кого не было.

А к тому времени Пётр Кондратьевич из какого-то села уже перевёз сказавшийся там свободным здание начальной школы и приспособил его временно для интерната. И вот на следующий год в Ямбаковскую школу перевели интернат вместе со штатом воспитателей – Климовыми Георгием Ивановичем и Александрой Васильевной. Они там и жили.

Переходов учителей не стало, но интернат оказался на отшибе, а главное, без столовой: питались-то они в общественной столовой Малыклы. Снова неувязка. И снова поиски из создавшегося положения. Перевезли в Малыклу еще одно, пустующее где-то здание. Всё это напоминало известную головоломку о перевозке через реку волка, козы и капусты. С той разницей, что это была сама жизнь и требовала безотлагательного решения.

Наконец из Ямбакова ушли насовсем: перебросили само здание школы в Малыклу. Интернат поместили на том же месте. Это был 195? г.

Таким образом, в итоге всех переселений Новомаклыклинская школа разместилась в четырёх зданиях и проводила всю работу с учащимися в две смены. Этот разброд по отдельным квартирам облегчения не принёс. Здания, кроме одного, не типовые школьные, а временные приспособленные, с недостаточной световой площадью классов и ужасной темнотой. Но зато появился физкультурный зал, пусть примитивный: в Ямбаковском здании выпилили стену между смежными классами и получилось солидное пространство, одновременно и для зрительного зала, где проводились внеклассные мероприятия. До этого в Ямбаковской школе физкультура проводилась только вне школы, и весной и осенью, и в зимние погожие дни. Тем не менее и тогда наша средняя школа участвовала и в межрайонных соревнованиях, и даже в областных. Например, ученица 9 кл. Лида Осипкина (Петрова Лидия Петровна – учитель математики) выступала по лёгкой атлетике и в Ульяновске на областных соревнованиях, а потом на зональных в Куйбышеве, где команда нашего района заняла второе место! Преподавателем физкультуры был Ушаев Александр Иванович. Он окончил среднюю школу с 1941 г. Военном, где весь выпуск ребят взяли на фронт. Провоевал 4 года, а по возвращении пришел работать физруком в родную школу. Ушаев Ал. Ив. Рано ушел из жизни. Его сменил Руськин Пётр Иванович и проработал с 1954 по 1970 г. Молодой, энергичный по натуре, знающий своё дело Пётр Ивановичработал безотказно все годы. Вскоре же появился в меру своих возможностей школьный стадион, где силами учащихся были баскетбольная, волейбольная и другие физкультурные сооружения. Созданы команды по баскетболу, волейболу, другие. Особенно увлекались баскетболом и ребята и девчёнки. Баскетбольные команды участвовали в соревнованиях в Мелекессе, в Ульяновске на областных, в Казани на зональных и в Оренбурге на всероссийских, где команда девочек по баскетболу заняла 2-е место. Всегда приезжали с наградами. Организованно проводили дни физкультурника ( и такие тогда были).

А на одном из школьных вечеров была разыграна комедийная сценка «Бокс» силами учащихся. Все досыта насмеялись. Подготовил её Пётр Иванович. Добрая память о нём осталась в школе.   

1955 год. Весна. 
Первая футбольная команда школы.
9 - 10 классы.

Прошло 14 послевоенных лет. Много переменилось и в системе народного образования. На смену семилеткам пришли восьмилетки. Появились параллельные выпускные классы. Но кадры учителей так же менялись ежегодно, но стали появляться уже и свои «доморощенные», из бывших выпускников.


Вот выпуск 1958 г. В первом ряду, в центре фото Ковальчук П.К., директор школы, человек с крутым характером, но отходчив, зла не помнил. Слева от него Ковальчук Г.П. – биолог, дальше Ершова Н.М., рядом Руськин П.И., рядом Ваньчев – агроном колхоза «Родина». В те годы у школы с колхозом была очень тесная в работе связь. Справа от П.К. – Матвеева А.И., рядом Вечканова, молодой учитель физики, серьёзный и добросовестный. Выбыла через несколько лет по семейным обстоятельствам. Рядом с ней – Клеймёнова З.В., а дальше Миронова В.А. Она перевелась из другой школы, преподавала русский язык и литературу, была несколько лет завучем школы. Выбыла по семейным обстоятельствам. И завершает ряд – Еркаев Иван Лентьевич – учитель труда. Он изучал с учащимися 9 – 10 кл. тракторное дело, обучал вождению тракторов. Со своим делом справлялся хорошо. Через несколько лет выбыл в связи с переходом на другую работу.

Во втором ряду среди учащихся: Климов Георгий Иванович – воспитательв интернате, Самохвалов Борис Иванович – художник, преподаватель черчения и рисования. Дело своё знал, проработал в школе более 10 лет. Один из участников драм.кружка. Выбыл в другую школу. Калмыкова Н.Д. – преподаватель истории. Справа Эмма А. – преподаватель математики в старших классах, активный участник драм.кружка. Выбыла по семейным обстоятельствам.

А тут нахлынули большие перемены в районных "верхах". Прибыл новый секретарь райкома Уланов Геннадий Спиридонович, а с ним жена Зоя Павловна - учитель химии, а потом и завуч школы. Ковальчука П.К. взяли заведующим РОНО. Директором школы стал вновь назначенный Лоскутов Александр Иванович, завучем - Малышев Геннадий Васильевич.

И в те же годы свалилась всем на головы реформа Главы Правительства Хрущёва Н.С. об административном разделении села и города: у каждого собственное управление.

Новомалыклинский район вмиг лишился своего суверенитета.  Сельское население Новомалыклинского района слили воедино (по управлению) с Мелекесским районом. Нас, учителей района, поместили под крыло Мелекесского РОНО на положении пасынка. То был октябрь 1962 г. В Новой Малыкле не стало ни райкома партии, ни райисполкома.

Оставшиеся не у дел Ковалбчуки П.К. и Г.П. и Улановы Г.С. и В.П. перебрались в Ульяновск. Новая Малыкла превратилась в глухую провинцию. Но нет худа без добра. В опустевшем здании райкома партии переселили интернат во главе с Климовым Г.И. и Буркиной Н.А. И всё же, не смотря на то, что КПСС было правящей партией, видимо, негласно существовала и оппозиция, так что к январю 1964 года суверенитет Новой Малыклы, как районного центра был восстановлен. Вернулись на свои родные места и райком партии и райисполком.

А вместе с этим из здания райкома партии попросили интернат. Всё вернулось на свои места. Жизнь вошла в привычную колею. И перед средней школой вплотную встал вопрос о строительстве нового здания.

Вскоре эта давняя мечта воплотилась в действительность.

Нужно признать, что заслуга в этом огромной важности и чрезвычайной трудности деле, принадлежит бывшему в то время председателю райисполкома Степанову.

Это он сумел добиться решения в области о постройке нового здания средней школы в Новой Малыкле, и под его постоянным контролем, как руководителя района школа строилась быстро. На стройку привлекалась рабочая сила трудовых колоний. 

Под площадку для школы Ямбаковское здание пришлось снести. Его "приватизировал" Малышев Г.В. в то время Заведующий РОНО. И бывшая Ямбаковская школа нашла вечный покой на Почтовой улице, заботливо обсаженная берёзами. Здесь расположился Отдел Народного Образования Новомалыклинского района. 

Весна 1967 года. Строится школа - дворец, так её тогда называли. А в сентябре того же года состоялось открытие. Это было всеобщее ликование. Ещё бы! Светлые, просторные классы, учебные кабинеты, физкультурный зал, столовая, и теплые туалеты (что тоже благодать). 

А вскоре в помещении столовой встроили сцену и, таким образом, в школе появился весьма вместительный и удобный зрительный зал со сценой. 

На снимке: Лобкарёва В.Е - агроном по растениеводству, Логинов Е.М. - учитель физики, Логинова А.П. - учитель математики. Из других работников школы: Калинина В.Н. - бухгалтер. Дудина Н.И. - лаборант по биологии. Паротькин Д.Н. - завхоз, проработал много лет. Максимова Г.Е. - заведующая школьной библиотекой. Весь свой трудовой стаж она посвятила одному делу  и провела его умело и ответственно. Преемником директора Ковальчука П.Н. с 19?? стал Лоскутов А.И. - преподаватель истории. Он проработал несколько лет. (На фото рядом с Коимовым Г.И.) Из других, на фотографии: учителя начальных классов - Жирнов Н.Г. и Жирнова Н.В., Ладан О.С. Ванюкова Т.И. Учителя старших классов: Фролков Н.К. - преподаватель черчения и рисования. Фролкова А.И. - преподаватель истории. Лизунова В.П - преподаватель истории. 

Александр Иванович Лоскутов интересовался краеведческой работой, как и положено историку. Он добыл из областного архива документальные данные о состоянии народного образования в районе с 1884г. И по опросам старожилов-учителей установил точные данные открытия средней школы в Новой Малыкле. Доброе дело оставляет и добрую память.

1965 год. 10-й класс средней школы на экскурсии в Москве. В те годы предвыпускные-десятые совершали такие экскурсии в Столицу.

Из жизни школы-дворца хочу выделить один год, когда директором был Малышев Г.В., я - уже пенсионер, завучем. В этом году был создан новый пришкольный участок. 

Малышев Г.В. человек энергичный, инициативный и  деловой, умеющий ладить с людьми и в верхних эшелонах тоже, сразу задался вопросом, как использовать тот пустырь, что образовался между школами? И нашел верное решение: создать новый пришкольный участок, как своего рода лабораторию, где бы учащиеся могли проводить опыты по биологии. И за один сезон участок был оборудован: огорожен, вспахан, обсажен деревьями. И всё это сделано силами учителей и учащихся. К природе Геннадий Васильевич имеет особое пристрастие.  Деревьями обсадили и другую сторону школы, но к сожалению, они не сохранились, живут лишь тополь у школы. 

Новый пришкольный участок заработал и быстро приобрел хорошую известность. Заслуга в этом принадлежит бывшему биологу- Инкиной Надежде Ивановне.

Она имела специальное сельскохозяйственное образование и плюс к тому  - интерес к этой работе, настойчивость и умение приобщить к опытнической работе детей. На участке проводились опыты по выращиванию разных овощей.  Продукция со школьного участка шла в интернат и на продажу.  А вдоль всей школы с южной стороны красовался цветник. Всё это создавалось трудом и заботой детей во главе с биологом. Но прежний участок так же действовал. На нём уже давно плодоносили ягодные кустарники.  Часть участка отводилась для начальных классов.    

1970 - 1971 год. Последний год моей работы в школе. Последний выпускной класс - лучший в школе. Четыре года его вёл в начальной школе Жирнов Н.Г. - заслуженный учитель школы. Он сумел им привить интерес к знаниям и общественной жизни, чувство дружбы и воспитанность в поведении. С пятого и до выпускного класс попал в хорошие руки учителя Инкиной Н.И., и эти качества сохранились до конца. В числе выпускников младший сын Николая Григорьевича - Жирнов Юра и сын Марии Владимировны - Толчков Слава. 

Изменился и состав учителей: закрепились постоянные кадры из бывших выпускников школы. Толчкова М.В., Шебонкина М.Л., Сенина В.Я., Щучкин Ф.А., Антонова Т.Н., Куркина А.Д. 

Из временно работающих, лишь пять человек: Солуянова Св.С -  преподаватель химии, учитель начинающий, добросовестный. Проработала недолго. Анохина Т.Л. - вначале работала инспектором в РОНО, потом перешла в школу учителем труда, вела швейное дело с девочками старших классов, очень умело. Барченков Ю.П. - преподаватель немецкого языка. Проработали вместе с женой Зоей Павловной, географом более десяти лет. С работой справлялись хорошо. Голованова А.А. - преподаватель русского и литературы. Приветливая и доброжелательная по натуре, с интересом относилась к школьной общественной работе. Ей пришлось быть и завучем и директором средней и восьмилетней школы. Участница драмкружка районного клуба. 

А жизнь шла вперёд своим чередом. Пост директора школы после Малышева Г.В. занял Крымкин М.И.  - выпускник нашей школы, человек энергичный, заботливый, умелый организатор школьного дела. К тому времени стабилизировался и коллектив учителей: все имели педагогический стаж, более высокую теоретическую и методическую подготовку, слаженность в работе. Назову их: Бердяева М.Л., Сенина В.Я., Петрова Л.П., Толчкова М.В., Скворцова С.А., Рузанова И.П., Кистаева Т.Н., Облучинская З.Ф., Инкина Н.И., Куркина  А.Д.

Влились и новые учителя, тоже с опытом. И всё же, среди нас семеро выпускников вернулось в родную школу. Но это уже новая страница в жизни школы...  


Просмотров: 2825 | Добавил: nm-school | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1
Прочитала со слезами благодарности нашим учителям-самоотверженным, добрым,светлым людям.Огромное им спасибо и поклон до земли. Выпускница 1967 года Антонова Валентина Сергеевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]