Среда
14.04.2021
11:24
Категории каталога
Федеральные нормативные правовые акты [21]
Региональные нормативные правовые акты [27]
Мониторинг качества образования [17]
Результаты тестов, экзаменов
Олимпиады [3]
ЕГЭ, ГИА [51]
Документы относящиеся к ЕГЭ и ГИА
Методическая копилка [25]
Публикации методических материалов школы.
План работы школы [13]
Планы, анализы работы школы.
ПНПО [5]
Основные направления приоритетного национального проекта «Образование»
Отчет о результатах самообследования [3]
Самообследование
Антикоррупционное образование и воспитание [40]
Жилищные уроки [2]
Платные услуги [1]
Предписания [36]
Анализ УВП [2]
Условия реализации программы [12]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Блоги:


Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 5
Пользователей: 1
laryitly
Наш опрос
Кто Вы?
1. Ученик
2. Выпускник
3. Учитель
4. Родитель
5. Студент
6. Другое
Всего ответов: 164
Мини-чат
Новомалыклинская средняя школа
Главная » Файлы » Методическая копилка

Система профориентационной работы в базовой средней школе
[ ] 28.02.2011, 08:07

 Система профориентационной работы

 в базовой средней школе

 

Педагог- психолог МОУ Новомалыклинской СОШ

имени Героя Советского Союза М.С. Чернова Паротькина И.Е.

 

 

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами, которые помогли  бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознании требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств.

Профориентационная работа  занимает важное место в деятельности  нашей школы. Эта работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, школьным психологом, классными руководителями, библиотекарем, учителями-предметниками.

Формы профессиональной ориентации в школе разнообразны.

 


 

Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, которое осуществляется по  следующим направлениям:

-        просвещение;

-        консультирование;

-        коррекция  и развитие;

-        диагностика.

Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями и педагогами.

Психологическое сопровождение делится на четыре этапа:

-        предподготовительный (8-й класс);

-        подготовительный (9-й класс);

-        адаптационный (10-й класс);

-        заключительный (11-й класс).

Цель работы психолога в 8 классах - организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.

Задачи:

-        расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг;

-        сформировать представление о своих психофизиологических качествах;

-        сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.

Достижение поставленных задач осуществляется через проведение первичной диагностики интересов учащихся, консультаций, коррекционно-развивающих занятий «Уроки выбора профессии». Этот цикл занятий разработан  на основе программы Галины Резапкиной  «Уроки выбора профессии» и рассчитан на 8 часов. Занятия   проводятся во втором полугодии 1 раз в неделю. На данных занятиях учащиеся знакомятся с такими темами, как  «Самооценка и уровень притязаний», «Чувства и эмоции», «Темперамент и профессия», «Профессия и здоровье», «Интересы и склонности в выборе профессии», «Формула профессии».

На каждого восьмиклассника заводится  «Профориентационная карта учащегося», в которой отражаются результаты диагностики с 8 по 11 классы.  

В конце каждого года обучения каждому учащемуся по итогам диагностик даются рекомендации.

Цель работы в 9-х классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.

Задачи:

-        определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;

-        психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов.

В 9 классе проводятся корекционно-развивающие занятия по теме  «Стратегия выбора профессии». Курс рассчитан на 8 часов. Проводится 1 раз в неделю во второй четверти. За основу также взята программа Галины Резапкиной. На этих занятиях девятиклассники знакомятся с такими темами, как «Профессиональная пригодность», «Ошибки в выборе профессии», «Современный рынок труда», «Пути получения профессии», «Навыки самопрезентации».

С учащимися проводится диагностика по плану и комплекс методик отбора в профильные классы, которые помогают определиться с выбором профиля. Данная методика взята из книги Галины Резапкиной «Отбор в профильные классы».

Цель данной диагностики – не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация профессионального самоопределения. Школьники любого возраста с большим интересом выполняют задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно этот  интерес является гарантией достоверности результатов.

Перед тестированием  по выбору профиля, проводится краткая беседа, в которой сообщается о целях и задачах  предстоящей работы. Важно, чтобы ребята не воспринимали эту работу как экзамен, от которого зависит их будущее. Обращается внимание ребят на то, что решение о выборе профиля обучения будет ими приниматься самостоятельно, а задача психолога – помочь сделать правильный выбор на основе самодиагностики, успех которой во многом зависит от искренности и объективности самих ребят.

Следующий этап по выбору профиля – определение профиля обучения по таблице «Интерпретация результатов методик отбора в профильные классы».

 Девятиклассники заполняют карту «Алгоритм моего профиля», в которой отражают свое мнение,  мнение родителей, учителей, психолога в предпочитаемом выборе профиля.

Основная цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.

 Задачи:

-        совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;

-        отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;

-        психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.

-        создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.

Среди  учащихся 10 классов проводится комплекс методик изучения уровня сформированности профессионального самоопределения.  

Учащиеся 10 классов в течение 1-го полугодия могут поменять свой профиль.

В конце цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы о выборе профиля, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 11-м классе.

Основной целью  работы с 11-м классом является помощь старшеклассникам в формировании социальной и профессиональной готовности.

 Задачи:

-        коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;

-        проведение развивающей работы с учащимися;

-        психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.

С учащимися проводятся коррекционно-развивающие занятия «Путь к успеху», которые призваны оказывать помощь в нелегкий, напряженный период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.  За основу взята программа Михаила Савченко, рассчитанная на 6 занятий. Также с учащимися проводится диагностика по плану.

К концу 11 класса в профкарте  каждого учащегося прослеживается динамика развития его профессиональных  интересов.

Система профориентационной работы в нашей школе даёт свои результаты, а именно:

- с каждым годом  учащиеся стали более осознанно выбирать профиль обучения, соотнося его со своими интересами, склонностями и способностями;

- увеличилось число учащихся, желающих продолжать обучение в 10-х профильных классах;

- многие родители, оценив преимущества профильного обучения, заблаговременно переводят своих детей из других сел учиться в нашу школу;

- ежегодно увеличивается число учащихся, которые  продолжают учиться по выбранному профилю;

- увеличилось число выпускников, выбирающих специальности, которые в данный момент востребованы на рынке труда   района и области.

Таким образом, профориентационная работа, откликаясь на потребности и склонности учащихся, корректирует направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.

Категория: Методическая копилка | Добавил: nm-school
Просмотров: 1123 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]