Система профориентационной работы
в базовой средней школе
Педагог-
психолог МОУ Новомалыклинской СОШ
имени
Героя Советского Союза М.С. Чернова Паротькина И.Е.
Современная
ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном
самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию
профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только
комплексом необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами,
которые помогли бы им реализовать себя в
профессиональном и социальном плане.
Концепция
профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к
старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего
обучения.
Профессиональная
ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленная на
усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и
психофизических характеристиках профессий.
Смысл
профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростков
внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию,
корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознании
требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально
важных качеств.
Профориентационная
работа занимает важное место в
деятельности нашей школы. Эта работа
проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, школьным
психологом, классными руководителями, библиотекарем, учителями-предметниками.
Формы
профессиональной ориентации в школе разнообразны.

Основным в профориентации является ее
психологическое сопровождение, которое осуществляется по следующим направлениям:
-
просвещение;
-
консультирование;
-
коррекция и развитие;
-
диагностика.
Работа
проводится со всеми участниками образовательного процесса: учащимися,
родителями и педагогами.
Психологическое сопровождение делится на
четыре этапа:
-
предподготовительный
(8-й класс);
-
подготовительный
(9-й класс);
-
адаптационный
(10-й класс);
-
заключительный
(11-й класс).
Цель работы психолога в 8 классах - организовать
систему педагогической, психологической, информационной и организационной
поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
Задачи:
-
расширить
знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий,
рынке образовательных услуг;
-
сформировать
представление о своих психофизиологических качествах;
-
сформировать
умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с
требованиями, которые предъявляет профессия.
Достижение поставленных задач осуществляется
через проведение первичной диагностики интересов учащихся, консультаций,
коррекционно-развивающих занятий «Уроки выбора профессии». Этот цикл занятий
разработан на основе программы Галины
Резапкиной «Уроки выбора профессии» и
рассчитан на 8 часов. Занятия проводятся
во втором полугодии 1 раз в неделю. На данных занятиях учащиеся знакомятся с
такими темами, как «Самооценка и уровень
притязаний», «Чувства и эмоции», «Темперамент и профессия», «Профессия и здоровье»,
«Интересы и склонности в выборе профессии», «Формула профессии».
На каждого восьмиклассника заводится «Профориентационная карта учащегося», в
которой отражаются результаты диагностики с 8 по 11 классы.
В конце каждого года обучения каждому учащемуся
по итогам диагностик даются рекомендации.
Цель работы в 9-х классах: помочь
старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
Задачи:
-
определение
и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному
обучению учащихся 9-го класса;
-
психологическое
просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов.
В 9 классе проводятся корекционно-развивающие
занятия по теме «Стратегия выбора
профессии». Курс рассчитан на 8 часов. Проводится 1 раз в неделю во второй
четверти. За основу также взята программа Галины Резапкиной. На этих занятиях девятиклассники
знакомятся с такими темами, как «Профессиональная пригодность», «Ошибки в
выборе профессии», «Современный рынок труда», «Пути получения профессии»,
«Навыки самопрезентации».
С
учащимися проводится диагностика по плану и комплекс методик отбора в
профильные классы, которые помогают определиться с выбором профиля. Данная
методика взята из книги Галины Резапкиной «Отбор в профильные классы».
Цель
данной диагностики – не только сбор информации об учащихся для принятия
обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация
профессионального самоопределения. Школьники любого возраста с большим
интересом выполняют задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно
этот интерес является гарантией
достоверности результатов.
Перед
тестированием по выбору профиля, проводится
краткая беседа, в которой сообщается о целях и задачах предстоящей работы. Важно, чтобы ребята не
воспринимали эту работу как экзамен, от которого зависит их будущее. Обращается
внимание ребят на то, что решение о
выборе профиля обучения будет ими приниматься самостоятельно, а задача
психолога – помочь сделать правильный выбор на основе самодиагностики, успех
которой во многом зависит от искренности и объективности самих ребят.
Следующий этап по выбору профиля –
определение профиля обучения по таблице «Интерпретация результатов методик
отбора в профильные классы».
Девятиклассники заполняют карту
«Алгоритм моего профиля», в которой отражают свое мнение, мнение родителей, учителей, психолога в
предпочитаемом выборе профиля.
Основная цель работы психолога в 10-м классе
– способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к
новой ситуации обучения.
Задачи:
-
совместная
с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного
года;
-
отслеживание
актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов
дезадаптации;
-
психологическое
просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у
десятиклассников.
-
создание
условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и
возможностей.
Среди
учащихся 10 классов проводится комплекс методик изучения уровня
сформированности профессионального самоопределения.
Учащиеся 10 классов в течение 1-го полугодия
могут поменять свой профиль.
В конце цикла анализируется вся проведенная
классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы о
выборе профиля, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы
работы в 11-м классе.
Основной целью работы с 11-м классом является помощь
старшеклассникам в формировании социальной и профессиональной готовности.
Задачи:
-
коррекция
уровня профессиональной и социальной готовности;
-
проведение
развивающей работы с учащимися;
-
психологическое
просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника
школы.
С учащимися проводятся
коррекционно-развивающие занятия «Путь к успеху», которые призваны оказывать
помощь в нелегкий, напряженный период, связанный со сдачей экзаменов и
поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение. За основу взята программа Михаила Савченко,
рассчитанная на 6 занятий. Также с учащимися проводится диагностика по плану.
К концу 11 класса в профкарте каждого учащегося прослеживается динамика
развития его профессиональных интересов.
Система
профориентационной работы в нашей школе даёт свои результаты, а именно:
-
с каждым годом учащиеся стали более
осознанно выбирать профиль обучения, соотнося его со своими интересами,
склонностями и способностями;
-
увеличилось число учащихся, желающих продолжать обучение в 10-х профильных
классах;
-
многие родители, оценив преимущества профильного обучения, заблаговременно
переводят своих детей из других сел учиться в нашу школу;
-
ежегодно увеличивается число учащихся, которые
продолжают учиться по выбранному профилю;
-
увеличилось число выпускников, выбирающих специальности, которые в данный
момент востребованы на рынке труда
района и области.
Таким образом, профориентационная
работа, откликаясь на потребности и склонности учащихся, корректирует
направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание
своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений
их развития и применения. |